Информационно-новостной портал города Владивосток: основные события, афиша, справочная служба, адреса, телефоны... Бизнес, спорт, культура, кино, экономика, медицина и здоровье, наука.Информационный городской портал Владивостока. Статьи, публикации, мнения, последние новости приморского края.
Войти на сайт
Имя:   Пароль: 
Регистрация  |  Забыли пароль?
  ПОИСК  
<< 2007 >>
<< АПРЕЛЬ >>
пн вт ср чт пт сб вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Категории:


Статьи | Категория: Наука и образование | Туда берут только не худеньких мальчиков, чтобы есть припасы и летать, или Зачем россиянам полеты в космос? Всего статей: 246
Туда берут только не худеньких мальчиков, чтобы есть припасы и летать, или Зачем россиянам полеты в космос?
Наука и образование
12 апреля 2007, 16:10

Если профессия — то космонавт, если дом — то на орбите, если яблони — то пусть на Марсе расцветут! Таким сделало нашу страну 12 апреля 1961 года. Сегодня редакция «ЛГ» поздравляет всех владивостокцев, имеющих отношение к космонавтике c профессиональным праздником и предлагает читателям узнать, как спустя почти полвека изменились наши знания о космосе.

Космос глазами маленьких: к звездам на автобусе Артем Бабадустов

Артем Бабадустов, 5,5 лет:
Что такое космос? Что в нем находится?
— Далеко это, в небе.
Кто и как может стать космонавтом?
— Только смелых берут, которые не боятся задохнуться, девочек не берут, а то они как эти… (крутит пальцем у виска) писклявые.
Ты хотел бы полететь в космос?
— Не хочу в космос, потому что там нет прибора, который показывает, сколько еще кислорода. Так и задохнуться можно!
Как выглядит костюм космонавта? Зачем он нужен?
— В космосе нет воздуха, поэтому космонавты надевают специальные баллоны с кислородом, чтобы дышать. Их костюм воздухом накачивают. Еще костюм нужен, чтобы метеорит им голову не расшиб. Метеорит появляется, когда сгорает звезда — мне об этом в книжке написали.
Что космонавты делают в космосе?
— Летают.
Зачем?
— Нравится им!
Каким должен быть космонавт? Что он делает в космосе?
— Он должен быть не худеньким точно и смелым! Люди запускают своих роботов с камерами, которые записывают там разных рыб.
Кто строит космические корабли?
— Люди разные, умные…
Что в них находится?
— Там нет кроватей, потому что там всё летает. И потом, им кровать не нужна — они там не долго, часа 2-3 летают. Трудно космонавтами быть, потому что пока домой спать долетишь, уже обратно надо лететь, и потом весь день сонный ходишь.
Человек из какой страны первым полетел в космос?
— Кто-нибудь русский или из нашего города. Я точно не знаю, откуда у нас летают, но туда ходит автобус, надо ехать прямо, до конечной. Туда только вход для специальных людей со шлемами, а то там тронут не то, что надо, и испортят.
Кто рассказывал тебе о космосе?
— Я сам все знаю.


рисунок Лизы Гимаевой

Лиза Гимаева, 6 лет:
Что такое космос?
— Космос — это далеко где-то, там есть звезды. Еще я Медведицу видела в планетарии. Мы с мамой и папой туда ходили. На что она похожа, точно не помню, но красивая, мне ее фонариком показывали. Я о космосе вообще-то плохо помню.
Кто такие космонавты? Кто ими может стать?
— Космонавты — это такие люди. Я не знаю, как можно стать космонавтом, но туда берут только мальчиков, девочкам нельзя.
Как выглядит костюм космонавта?
— Белый такой, он нужен, чтобы не замерзнуть.
Что космонавты делают в космосе?
— Они летают, чтобы всех спасать, особенно других людей и животных. Я думаю, они в космосе долго летают. А когда возвращаются домой, начинают встречаться с мамой и своей семьей.
Человек из какой страны первым полетел в космос?
— Из Америки.
Кто рассказывал тебе о космосе?
— Я не помню. Видела в мультике — там 3 человека в креслах сидели с девочкой Алисой.


Люда Ушакова

Люда Ушакова, 6 лет:
Что такое космос?
— Там звезды и планеты круглые.
Кто такие космонавты?
— Космонавты — это те, кто в космос летает, в белом костюме со шлемом. Если шлем есть, можно стать космонавтом.
Ты хотела бы полететь в космос?
— Мне интересно, я бы полетела, только, наверное, не получится.
Что космонавты делают в космосе?
— Они там летают и смотрят на все. Животных с собой берут, они в космосе тоже нужны для красоты.
Кто строит космические корабли?
— Специальные люди сначала читают инструкцию и чертеж. Они и строят космический корабль, а больше не могу сказать.
Кто рассказывал тебе о космосе?
— Никто.


рисунок Ангелины Чернышевой

Ангелина Чернышева, 5 лет:
Кто такие космонавты? Кто и как может ими стать?
— Это люди, какие в космосе летают, но редко — у них почти всегда выходные. Космонавтами могут стать только мужчины. Обычный человек туда может попасть, если только случайно заснет, и ему приснится.
Ты хотела бы полететь в космос?
— Я в космос не хочу. Я, когда вырасту, мамой буду.
Кто такие Белка и Стрелка?
— Есть такие летающие белки. Я думаю, это такая белка из мультика «Ледниковый период».
Человек из какой страны первым полетел в космос?
— Из Америки.
Кто рассказывал тебе о космосе?
— Еще никто.

Вика Крылова, 5 лет:
Что такое космос?
— Это то, что находится высоко-высоко вокруг земли на небе.
Кто такие космонавты?
— Это такие специальные люди в белом костюме, который нужен, чтобы не разбиться, и с круглым шлемом. У кого есть костюм, тот может стать космонавтом.
Ты хотела бы полететь в космос?
— Да вы что?! Девочкам в космос нельзя!
Почему?
— Потому!
Как выглядит костюм космонавта?
— С круглой головой костюм. Только капитаны без костюмов, потому что они (капитаны) квадратные!
Как тренируются космонавты? Где?
— Они становятся на паутину и пробуют летать. Где придется, там и пробуют.
Где уже в космосе побывал человек?
— Человек побывал на Луне и на звездах.
Человек из какой страны первым полетел в космос?
— Из Франции, наверное.
Кто рассказывал тебе о космосе?
— Я вырасту и сама узнаю.

Кирилл Цыков

Кирилл Цыков, 7 лет:
Что такое космос?
— Космос находится в небе, где есть солнце и планеты, а воздуха там нет.
Кто такие космонавты?
— Это люди, которые туда приезжают, чтобы все исследовать. Они в космосе припасы свои едят. Они там 100 часов проводят и стараются не спать, чтобы за воздухом следить. У космонавтов специальный костюм, который умеет летать, он сам приземляется, когда надо. В космонавты берут людей, которые много знают о космосе и много тренировались. Но обычно, чтобы изучать Солнце или Луну, присылают роботов, они (роботы) уже на Луну летали.
Ты хотел бы полететь в космос?
— Наверное, нет, слишком опасно.
Как выглядит костюм космонавта?
— Жесткий такой, как бы защитный.
Как тренируются космонавты?
— Они тренируются на компьютере — изучают, что там в корабле.
Кто строит космические корабли? Что в них находится?
— Строители строят. Там нет компьютеров, одни приборы.
Человек из какой страны первым полетел в космос?
— Из Англии.
Кто такой Юрий Гагарин?
— Не знаю… (задумчиво) …а вот у вас ручка Nokia и фотоаппарат тоже — это хорошие вещи!
Кто такие Белка и Стрелка?
— Белка-и-стрелка — это такая мышка, она умерла там, в космосе, вот больше теперь животные не летают.
Кто рассказывал тебе о космосе?
— Мне мама рассказывала.

рисунок Жени Карапитьян

Женя Карапитьян, 5 лет:
Что такое космос? Что в нем находится?
— Он черный, в нем есть воздух и всякое разное.
Кто такие космонавты?
— Космонавт — тот, кто в космос летает, он туда летает один раз или десять за всю жизнь, может взять животных, чтобы они ему лапами помогали. Я могу стать космонавтом, но надо много учиться. Надо тренироваться сначала, на ракетах летать. Я, когда получится, возьму ракету и в багажник туда посажу корабль.
Кого берут в космонавты?
— Если ты одет в космонавта, то тебя возьмут. Девочек нельзя брать.
Как выглядит костюм космонавта?
— Это специальная одежда, не помню, как выглядит.
Что космонавты делают в космосе?
— Космонавты к роботам летают, и всё.
Кто рассказывал тебе о космосе?
— Мама.


Ольга Жиренко

Ольга Егоровна Жиренко, зам. зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования института повышения квалификации учителей:
По ответам малышей видно, что знания у них отрывочные. Собственно, это отрывочные фразы — то есть где-то что-то слышали. Системы знаний не прослеживается совершенно. Для дошкольного образования министерство образования не разработало ни одной хорошо спланированной программы. Сейчас нет самой концепции развития дошкольных образовательных учреждений. В советские времена такая существовала, но то, что закладывали тогда, сейчас оказалось не нужным, а альтернативы пока нет. В некоторых изданиях всего одно занятие на 20 минут, посвященное теме космоса. Но если учесть, что занятия для малышей интегрированные, то есть на одном занятии занимаются и развитием речи, и рисованием, то на приобретение именно новых знаний в уроке отводится 5-7 минут. В наших детсадах и глобус-то не все видели!.. Кроме того, надо посоветовать нашим издательствам переиздать книги о российских космонавтах. Конечно, в каждом книжном магазине есть красочные энциклопедии о космосе, но их цена не для всех родителей доступна — от 170 до 400 рублей. К тому же, там есть подробное описание планет, кораблей — всего чего угодно, но нет статей, посвященных развитию космонавтики в России. А ведь раньше были прекрасные рассказы о космонавтах, написанные легко и занимательно, специально для самых маленьких.


Ваня Болгов

Ваня Болгов, 8 лет:
Что такое космос?
— Космос состоит из множества галактик, он бесконечный, галактики — это звездные скопления и туманности, планеты и звезды. Звезды — это светящиеся небесные тела, они выбрасывают ветер, а кометы состоят изо льда. И еще есть самые маленькие небесные тела — метеориты. На других планетах и других галактиках, возможно, есть воздух, ведь люди не везде были, правда, на планетах, которые уже исследованы — жизни нет.
Кто такие космонавты?
— Ученые, которые летают в космос. Любой человек может стать космонавтом, но это трудно, потому что надо многое изучать.
Ты хотел бы полететь в космос?
— Я не хочу.
Как выглядит костюм космонавта? Зачем он нужен?
— Космос опасен радиацией — это излучение вредное, в нем человек без скафандра не выживет, и весь костюм сделан из специальных материалов, возможно, из кожи.
Что космонавты делают в космосе?
— Люди в космос летают для исследований, находят орбиты звезд и галактик. Это нужно, чтобы отличать время. Ведь планеты вращаются, время разное. Самый длинный год — на Плутоне. Хотя сейчас, я помню, его отнесли к полуастероидам. Полуастероиды — это тоже такие космические тела. А самый короткий год — на Меркурии.
Как тренируются космонавты?
— Надо проходить особую подготовку, чтобы стать особо выдерживающим, чтобы нагрузки переносить, женщины тоже были космонавтами.
Что такое космодром, где он находится?
— Космодром — это что-то вроде аэропорта, но для космических кораблей.
Кто строит космические корабли, где?
— Их разрабатывают ученые. Я точно не знаю, где они строятся.
Человек из какой страны первым полетел в космос?
— Россия первая полетела, а Америка на Луну первая.
Где уже в космосе побывал человек?
— Пока люди были только на Луне. На другие планеты пытаются, конечно, на Марс пытались отправить робота. Надо еще куда-то, но на Венеру — вряд ли, там атмосферные штормы.
Кто такой Юрий Гагарин?
— Первый космонавт.
Кто такие Белка и Стрелка?
— Белка и Стрелка — это первые собаки, которые выжили в космосе, их запускали, чтобы понять, сможет ли человек там выжить.
Кто рассказывал тебе о космосе?
— Я про космос знаю из фильмов «ВВС» и есть у нас космическая энциклопедия, ее маме подарили. В планетарии я был, там про созвездия рассказывали, мы туда с мамой, папой и братом прошлым летом ходили.
Как думаешь, русские люди гордятся достижениями нашей страны в космосе?
— Раньше гордились, может быть, что мы первые полетели, но ведь сейчас все летают, чем гордиться? Мы как все стали. Русские, наверное, могут гордиться тем, что мы больше победили немцев, чем все другие страны, может быть, еще гордиться надо большой территорией.


Никита Павлов

Никита Павлов, 8 лет:
Что такое космос?
— Космос — это где много-много планет, и они двигаются по кругу. Я знаю планеты: Венера, Сатурн и Юпитер.
Кто такие космонавты?
— Это те люди, которые летают, чтобы посмотреть планеты, они ходят по космосу и собирают камешки и смотрят, может, там кто-то остался или потерялся, смотрят на метеоры. Они все изучают и думают. А еще ремонтируют корабль. Они туда ненадолго летают, дня на 2-3. У них непроницаемые костюмы для лунного воздуха.
А что космонавты изучают?
— Устройство космоса.
Как тренируются космонавты?
— Надо выучить, как управлять кораблем и научиться летать.
Что такое космодром?
— Это такой зал, где учатся космонавты.
Что находится в космическом корабле?
— Там специальные рычаги, которые избавляют от невесомости.
Человек из какой страны первым полетел в космос?
— Из Москвы.
Где уже в космосе побывал человек?
— На звездах был и на Луне.
Кто такие Белка и Стрелка?
— Белки и Стрелка — это собаки-космонавты. Они летали и все нюхали и помогали так -людям.
Кто рассказывал тебе о космосе?
— Я читал в энциклопедии про космос.

Виталик Макаров

Виталик Макаров, 8 лет:
Что такое космос?
— Я думаю, это где живут инопланетяне, и рядом с космосом есть звезды и Марс.
Кто такие космонавты? Какими они должны быть?
— Люди такие специальные, костюмы у них белые. Они должны быть умными и смелыми, но главное — здоровыми, потому что старые и больные летать не могут. Их проверяют другие космонавты, которые там уже были. Только умные люди могут быть космонавтами!
Как выглядит костюм космонавта?
— Костюм большой и наполнен воздухом, он нужен, чтобы человек мог дышать.
Что космонавты делают в космосе?
— Они исследуют космос на космических машинах.
Как тренируются космонавты?
— Они анализы сдают и крутятся в большой круглой штуке очень быстро.
Что такое космодром, где он находится?
— Космодром — это, мне так кажется, там, где космонавты тренируются, крутятся в невесомости.
Кто строит космические корабли?
— Люди строят, которые умеют.
Где уже в космосе побывал человек?
— На Марсе, только недавно фильм показывали.
Кто рассказывал тебе о космосе?
— Я в мультике смотрел, там Сатурн, и Венера, и обезьянки.


Маша Фазлы

Маша Фазлы, 8 лет:
Что такое космос?
— Я знаю, что когда космонавты летят в космос, они прилетают на Луну и ставят какой-то флаг своей страны. Еще туда нужна специальная одежда, иначе задохнешься, потому что там нет воздуха. Там есть планеты, например, Марс и Меркурий, звезды и метеориты — это такие очень большие (разводит руками) и очень горячие.
Кто такие космонавты?
— Это такие великие люди, они изучают Луну, например. Женщинам туда нельзя летать, потому что там опасно. Космонавтами могут стать, скорее всего, мужчины.
Как выглядит костюм космонавта?
— Это специальный наряд, теплый и защитный. В космосе нет воздуха, поэтому его закачивают из устройства в шлем, чтобы дышать.
Что космонавты делают в космосе?
— Они там смотрят и все запоминают, чтобы потом рассказать. А записывать там не получится, потому что очень жарко и все плавится, может бумага и карандаш сгореть. В космос летают, чтобы узнать науку — это очень важно.
Кто строит космические корабли?
— Корабли делают великие инструкторы, и ученые. Сначала все вместе они рисуют чертежи, а потом ремонтируют.
Человек из какой страны первым полетел в космос?
— Я знаю: первым полетел Гагарин, но не знаю, из какой он страны.
Где уже в космосе побывал человек?
— Все на Луну летают.
Кто такие Белка и Стрелка?
— В космос летали сначала мыши, но они там умерли, а потом придумали специальные наряды, и в них полетели собаки Белка и Стрелка. Они проверяли, как там все происходит.
Где тебе рассказывал о космосе?
— Мне в садике рассказывали.

Максим Гусев

Максим Гусев, 8 лет:
Что такое космос?
— Космос — это высоко и за облаками вдаль, там есть планеты, а также звезды и Марс, Земля, Луна.
Кто такие космонавты?
— Космонавты почти все знают про планеты и воздух. Космонавты много учат, чтобы знать, на какие кнопки нажимать, и тренируются, крутятся в специальных вертушках. У них специальные костюмы из железа, с воздухом.
Что космонавты делают в космосе?
— Плавают в невесомости, потому что у них есть костюмы и знания.
Зачем они туда летают?
— Наверное, кому-то так нужно.
Кто такой Юрий Гагарин?
— Гагарина знаю, только он давно жил и уже умер.
Кто такие Белка и Стрелка?
— Белка и Стрелка — это такие звери, кажется, собаки-близняшки, они в космос летали, чтобы попробовать, как там жить.
Кто рассказывал тебе о космосе?
— Сам знаю откуда-то.


Дима Попов

Дима Попов, 8 лет:
Что такое космос?
— Космос — это галактика, там невесомость и планеты. Я так думаю, что там холодно и можно сгореть без космического костюма.
Кто такие космонавты?
— Это обученные люди, которые летают и изучают планеты, Луну и следят за всеми на Земле. Они спутники налаживают, чтобы телевизор много программ ловил.
Как выглядит костюм космонавта?
— Белый такой, со скафандром из шара.
Как тренируются космонавты?
— Точно не знаю, их учат управлять кораблем. Они смотрят на пульты и экраны, разбираются, где у них что.
Что такое космодром, где он находится?
— Это такое место, где много ракет стоит, как на стоянке.
Кто строит космические корабли? Что в них находится?
— Ученые-строители, там разные пульты и специальные лестницы, которые к ракете подъезжают, чтобы космонавты туда смогла зайти.
Кто такой Юрий Гагарин? Каких космонавтов ты знаешь?
— Это космонавт, еще женщина какая-то была.
Кто такие Белка и Стрелка?
— Собаки, которые после мышей летали и выжили.
Кто рассказывал тебе о космосе?
— Сам помню.

Миша Алисов

Миша Алисов, 9 лет:
Что такое космос?
— Это звездное пространство, высоко. Там есть разные планеты и Луна. Наша Земля тоже есть в космосе.
Кто такие космонавты?
— Те, кто летает на космических кораблях.
Как выглядит костюм космонавта?
— Он с баллоном для воздуха, его на спину одевают.
Зачем он нужен?
— А без него задохнешься.
Что космонавты делают в космосе?
— Смотрят, чтобы метеориты не полетели на Землю. Метеориты — это большие скалы, которые иногда падают на Землю и разрушают города.
Как тренируются космонавты?
— Много учатся и на компьютере сначала все пробуют сделать.
Человек из какой страны первым полетел в космос?
— Может, из Москвы?..
Кто такой Юрий Гагарин?
— Космонавт.
Кто такие Белка и Стрелка?
— Это собаки, которые выжили в космосе.
Кто рассказывал тебе о космосе?
— Я читал где-то и по телевизору смотрю.

Ольга Егоровна Жиренко:
Младшие школьники не знают имени первого космонавта, поскольку этот материал практически не дается. Во-первых, из литературного чтения убрали все рассказы о Титове, Терешковой, Гагарине. В учебнике «Родная речь» Климановой, которую используют многие школы, они там даже не упоминаются. Это совершенно новый учебник, утвержденный 3-4 года назад Министерством образования. В нем нет ничего связанного с героическим прошлым России, ни рассказов о ВОВ, ни о первых летчиках, ни о космонавтах.
Во-вторых, если взять учебник «Окружающий мир», то первая тема в 1 классе — это «Вселенная», мы их знакомим со вселенной на самом простом уровне. Детям вообще очень сложно понять устройство космоса, поэтому у них сформировано только общее представление — знают, что есть планеты, что там нет воздуха. 65% информации школьники получают из учебников и только 35% добывают сами, например, «..на шлем упадет кусок метеорита..» — это все получено из СМИ.

Наталья Махина

Наталья Сергеевна Махина, куратор методики преподавания курса «Окружающий мир» в институте повышения квалификации учителей:
В дошкольных обучающих программах о космосе ничего нет, поскольку это слишком сложная тема для детей, а школьники узнают о космосе из курса «Окружающий мир». Он возник в середине 90-х годов, когда школа перешла на другую систему обучения. Раньше начальная школа составляла 3 года, и дети перескакивали из 3-го класса сразу в 5-й. Как раз в 5-ом классе преподавался облегченный курс по отечественной истории, где давались патриотические темы. С переходом на новую систему этот курс выпал, теперь в 5 классе изучается история древних веков, затем история древнего мира и только в 7 классе начинается история отечества. Поэтому создали курс «Окружающий мир», включающий в себя такие разные области как природоведение, культура общения, история и так далее.
А.А. Плешаков — автор учебника «Окружающий мир» разработал ряд пособий для дополнительного чтения, где упоминается Гагарин и рассказывается о планетах. Конечно, если ребенок слабо учится, ему не нужно давать дополнительную нагрузку, он должен усвоить только обязательный минимум из учебника. К тому же по астрономии в начальной школе предусмотрена пропедевтика — подготовка к углубленному изучению. То есть курс «Окружающий мир» направлен на то, чтобы помочь ребенку понять, что окружающий мир удивителен и многообразен. Неслучайно сюда включены знания из разных областей: истории, природоведение, астрономии, ОБЖ и так далее. Этот курс помогает ребенку воспринимать мир более целостно, но не дает таких углубленных знаний по конкретным темам.


учебник

Заглянув в выше обозначенный учебник А.А. Плешакова серии «Зеленый дом» для второго класса, можно обнаружить урок о космосе на развороте 6-7 страницы. На первой — легенда Е.П. Левитана «Разговор двух мудрецов», вторую занимает картинка с изображением созвездия. Это весь обязательный минимум. Остальное — инициатива учителя.


Реплика от редакции:

В опросах представлены ответы только тех детей, которые могут что-то рассказать о космосе. А всего было опрошено 30 дошкольников (5-7 лет) и 12 младших школьников (7-11 лет). Никто из малышей не знает, кто такой Гагарин, Белка и Стрелка, и только пятерым из них о космосе рассказывали родители. Никто из детей не знает названий кораблей, что такое космодром и космический спутник. Малыши уверены, что в космос летают только американцы. Сама тема «Космос» вызывает тревогу и страх, поскольку ассоциируется с агрессивными пришельцами и опасностью для жизни.

Космос глазами студентов: Марс атакует

Редакция «ЛГ» решила выяснить, что знают о космосе и космонавтах старшеклассники и студенты лучшего города. Им были предложены тесты с вопросами, отвечая на которые, нужно было выбрать правильный вариант из 3-5 предложенных. Опрашивались студенты 4-ых курсов — учащиеся технических специальностей и гуманитарии. Школы тоже выбрали разные: лицей, школу в центре города и школу на окраине.

космос По результатам исследования выяснилось, что и у студентов-«физиков», и у «лириков» знание темы одинаковое. Количество правильных ответов десятиклассников из разных школ также приблизительно одинаково. Например, что Звездный городок — это центр подготовки космонавтов, знают всего 11% школьников и 39% студентов, многие десятиклассники уверены, что это — поселение на Луне (21%). Знают, что фамилия первого в мире космонавта — Гагарин — 87% школьников и 89% студентов, остальные не уверены. Как выяснилось, с творчеством Алексея Толстого, написавшего роман «Аэлита», знакомы всего 16% школьников и 20% студентов, большая же часть опрошенных уверена, что о полете на Марс писал Константин Паустовский. По мнению 10% школьников, Солнце — это планета, а 6% уверены, что это — астероид. Зато 6% студентов думают, что космическое пространство заполнено воздухом.

Ирина Петровна Иванова, доцент кафедры отечественной истории нового и новейшего времени:
Процент правильных ответов школьников и студентов на вопрос о первом космонавте, я считаю, довольно неплохой. Ведь сам тест — вещь довольно сложная. Студент из-за волнения может ошибиться или засомневаться. А довольно низкий уровень знаний студентов по некоторым вопросам, например, «кто из писателей написал роман о полете на Марс?» можно объяснить общим низким уровнем гуманитарного образования. Сейчас историю в школах изучают в двух циклах: с 5 класса по 9 включительно изучают всю отечественную историю, начиная с древних славян и до современности в облегченном варианте, но Гагарин там есть, несомненно. Затем в 10-11 классе заново проходят всю отечественную историю, но уже на более углубленном уровне. Я считаю, что в этом подходе есть свой смысл, ведь если рассказывать о тех же славянах пятиклассникам, то многих вещей они просто не поймут, и к концу обучения забудут. Поэтому в старших классах учителя опять возвращаются к темам происхождения государства, средневековью и т. д., поскольку дети взрослее и более осмысленно воспринимают материал — изучают исторические процессы, могут прослеживать причинно-следственные связи.
Что касается вузов, то это, конечно, беда. На всех факультетах, кроме исторического, история отечества изучается в первом семестре первого курса, в объеме в среднем 51 час, из них 36 часов — лекционный материал. Это 18 лекций и 9 семинаров, на которых студент должен повторить и усвоить всю историю. Я считаю, что курс слишком сжат, но это государственный образовательный стандарт. Что касается конкретной темы — освоение космоса, то она дается в вузовском курсе обязательно, когда изучается время Хрущева, и дата 12 апреля — обязательна к запоминанию. Однако, долгое время темы патриотизма, национальной гордости замалчивались. Растет поколение, думающее, что нам не нужна космическая промышленность. Поэтому сегодня должна быть государственная политика, направленная на развитие у детей национального самосознания. Уже в детском саду в доступной, конечно, форме нужно рассказывать о национальных символах. Например, дети должны знать слова гимна, нужно объяснять, что такое флаг и что обозначают его цвета, и рассказывать о космонавтах в том числе.

Зачем все это?
На последний вопрос теста «Как ты думаешь, зачем нашему государству нужно развивать космические науки и промышленность?» «ЛГ» попросил высказать свое мнение в свободной форме. Ответы не отличались особым разнообразием, чаще всего писали «чтобы лучше узнать о других планетах» и «чтобы не отставать от других стран». «Не знаю» ответили 10% опрошенных и столько же ответили «НЕЗНАЮ».

космический туризм

Были и творческие ответы:

  • Развивать космические науки очень нужно. Просто необходимо, потому что иначе все надежды человечества на дружбу межпланетных народов окажутся безответными.
  • Это необходимо! Мы были первыми — это наш очень весомый козырь. Космос — будущее человечества. Мы должны в этом преуспеть.
  • Чтобы соседи-государства не знали чего-то, чего не знаем мы. 
  • А почему бы и нет?
  • Благодаря этому появятся новые рабочие места и инвестиции.
  • 1) Для ответа на вопросы, есть ли жизнь на других планетах. 2) Для развития коммуникативных и технических дел.
  • Чтобы повышать рОкетостроение в стране.
  • Чтобы было!
  • Чтобы в будущем я с Настей полетели в космос и кидались астероидами в людей, гуляли по магазинам Марса.
  • Чтобы в будущем мои дети и я с Таней полетели в космос и гуляли по Марсу (видимо, отвечает Настя — «ЛГ»).

Оптимисты:

  • Чтобы открыть другие формы жизни.
  • Для освоения новых просторов.
  • Потому, что это у нас развивается.

Пессимисты:

  • Нам развивать не нужно.
  • Я думаю, что нашей стране, прежде, чем заниматься столь глобальными проектами, стоит навести порядок в более приближенных к жизни граждан сферах (элементарное обеспечение существования, например, повышение з/п, демографическая ситуация и т.д.)
  • Я считаю, что нашему государству важнее развитие других наук и промышленности.
  • Мне кажется, что людям рано еще лезть на другие планеты, пусть пока разберутся у себя дома, на Земле, а потом уже думать о полетах в космос и других планетах.

к звездам

Любопытные:

  • Многим людям интересно узнать о том, что происходит в космосе.
  • Просто интересно.
  • Чтобы искать жизнь и узнать о происхождении вселенной.
  • Чтобы узнавать, что около нас, что нас окружает. Узнать правду, что она может нам дать.

Практичные:

  • Нужно развивать космические науки потому, что запасы полезных ископаемых Земли исчезнут. Возможно также вывозить на другие планеты отходы.
  • Наша страна отличилась в этой области только лишь в годы первого полета в космос и до сих пор гордится этим… В то время, как другие страны (США), заботясь о будущем, вкладывают немалые средства в эту отрасль. Те страны, которые правильно воспользуются космическими знаниями, получат господство в будущем.
  • Нашему государству это необходимо для развития НТР и научных разработок.
  • Потому что население Земли настолько испоганило уже Землю, что не факт, что в скором времени Земля все еще будет «нашим домом». И придется осваивать другие планеты для жизни.

Завоеватели:

  • Нужно, чтобы завоевывать другие миры.
  • Для расширения территории.
  • Для расширения сфер экономики и усиления военных способностей.
  • Чтобы было более высокое положение перед другими государствами.
  • Чтобы быть самой могущественной державой среди других.
  • Чтобы завоевать и колонизировать другие миры!

сельская школа

А в это время…
Такой же опрос мы провели среди старшеклассников из деревни Кочетовка Белгородской области. Может быть, в сельских школах более ответственные учителя, а может быть, менее современные учебники, но 100% опрошенных точно знают что:
— Солнце — это звезда;
— человек полетел в космос в 1961 году;
— космонавты еще не высаживались на Марсе;
— в космосе вакуум;
— российские ракеты запускают с космодрома «Байконур»;
— первая ракета, доставившая человека в космос, называлась «Восток».
Таких блестящих результатов городские ребята не показали. Более того, среди воронежцев нет ни одного человека, который ответил на все вопросы правильно и не выбирал бы ответ «не знаю».

Алла Ионова, мама одного из школьников:
В нашей деревенской школе может и нет чего-то такого, что в городе есть, но о космосе детям представление дают, точно. И о том, кто первый в космос полетел, они знают, что это русский человек, не американец.


Виктор Волгин

Виктор Аркадьевич Волгин, первый заместитель генерального директора ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики»:
Ответы, конечно, встречаются удивительные. 13 % школьников не знают, кто был первым космонавтом планеты, лишь половина ребят при этом знает, что человек до сих пор не был на Марсе. Я сравниваю этот опрос и ответы детей со своим поколением. Тогда космосом, ракетостроением были повально увлечены все и многое о нем знали. Сейчас у молодежи другие увлечения, интересы, хотя и не у всей. Складывается ощущение, что ребятам не интересна тема космоса вообще. И зря. Ведь человек, соприкоснувшись с космической тематикой, совершенно иначе воспринимает себя, свое значение в общественной жизни. Ведь недостаточно просто зарабатывать много денег, важно ощущать, что твой труд нужен многим людям, человечеству в целом. Именно космонавтика и ракетостроение могут позволить детям, молодежи не просто мечтать о фантастических проектах, но и, взрослея, претворять их в жизнь.
Некоторые из опрошенных ребят правильно заметили, что сегодня космонавтика и запуски ракет не являются экзотикой. Но в том-то вся и привлекательность этой сферы, что практически любой молодой воронежский парень или девушка, имеющие желание и способности, могут прикоснуться к удивительным космическим проектам, не выезжая из Воронежа, принять участие в их реализации. Одно дело торговать в киоске, другое дело — создавать уникальный ракетный двигатель, аналогов которому не существует в мире, и собственными глазами наблюдать потом по телевизору, как он помогает доставить грузы на орбиту Земли, выполнить комплекс уникальных научных экспериментов в невесомости.
Наши дети, к сожалению, сегодня имеют часто искаженное представление о космонавтике и вкладе нашего народа в ее развитие. Но я уверен, что пройдет время и молодежь вновь заинтересуется высокотехнологичными, наукоемкими отраслями. В сердце каждого ребенка живет дух первооткрывателя. А ведь космос таит в себе еще столько тайн.

Реплика от редакции: В марте сего года центр изучения общественного мнения по просьбе редакции «ЛГ» выяснял, что горожане считают предметом национальной гордости. Большинство опрошенных (42%) заявили, что можно гордиться огромными российскими территориями и богатыми природными ресурсами. По 25,5% ремпондентов полагают, что предметы гордости — отечественные наука и спорт. Почти столько же (25%) еще гордятся первенством России в освоении космоса. Возможно, в скором времени, будет новый предмет для гордости. Но если детям не начнут больше рассказывать о достижениях нашей страны, то таким предметом могут стать «хорошие вещи Nokia». В космос летать будут исключительно американцы, а российских космонавтов не будет, потому что «там слишком опасно» и «нашему государству важнее развитие других наук и промышленности».

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Любовь Анатольевну Карпенко, педагога центра детского развития «Колибри», и Константина Бойко (д. Кочетовка Белгородской области).

Над текстом работала Дина Чиркова

Комментариев: 0

© 2005–2024 «Лучший Город». Все права защищены.
Контакты  |  Реклама на порталах

Лента новостей RSS

При частичном использовании материалов портала
гиперссылка (hyperlink) на «Лучший Город — Владивосток» обязательна.
Полное использование материалов возможно только
с разрешения редакции.

Интернет-портал Лучший Город (Best City)
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 79138 от 22.09.2020
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель — ООО «ВСС»
Главный редактор — Куранов Ю.Г.
E-mail: sales@best-city.ru
Телефон: +7 (903) 798-68-89

Поиск по сайту
 
Расширенный поиск  |  Карта сайта