Человека тянет время от времени вернуться к истокам. Добыть оленя. Приготовить еду на костре. Или вот залезть в пещеру. Кто-то предпочитает при этом быть поближе к натуре и исследует природные пещеры. Их называют спелеологами. Другие больше интересуются рукотворными объектами катакомбами, каменоломнями, пещерами, сделанными в горных породах. Это спелестологи. Есть и третьи, урбанистически настроенные. Свою «пещерную память» они обновляют, спускаясь в бомбоубежища, канализационные коллекторы, бункеры, метрострой, их интересуют только те подземелья, которые человек соорудил с применением строительных материалов и технологий. Потому что они диггеры.
Сначала в городские подземелья спускались исключительно герои-одиночки. Вроде археолога Игнатия Стеллецкого, исследовавшего в начале ХХ века московскую подземную старину, или легендарного Кости Крота (Санкт-Петербург), который в начале 80-х ходил в заброшенные подземелья Ижорского завода.
История перехода от героев-одиночек к целому движению изучена пока плохо. По одним сведениям, диггеры появились в 20-х гг. ХХ века в Англии, по другим в середине ХХ века во Франции, по третьим в 60-х гг. в США. Достоверно известно, что первая российская диггер-организация появилась в Москве в начале 90-х, сейчас называется Центр «Диггер-Спас» и под руководством В. Михайлова (нередко называемого «главным диггером России») активно сотрудничает с городскими властями.
Лучший город от Москвы отстал несущественно: диггер-клуб создан журналистами Артуром Романенко и Игорем Конюховым в 1997 г.
Диггер это
…романтик.
Атмосфера заброшенных мест, иной, необычный мир, тайна манят его.
Артур Романенко, руководитель Владивостокского диггер-клуба:
В 1997 г. во Владивостокской газете «Новости» вышла статья Сергея Сима о некоем призраке Белого деда, которого видели солдаты в полуторакилометровых подземельях форта Екатерины Великой (Владивостокская крепость). Сейчас, конечно, понятно, что солдатам просто попалась чудо-трава, но в то время мы всерьез собирались найти и допросить с пристрастием этого Белого дедушку.
Спецподготовки не было никакой, кроме некоторых знаний рукопашного боя и слабого представления о том, как надо перемещаться по подземным объектам в темноте.
…экстремал.
Пробраться на объект (желательно секретный и охраняемый), оставить на самом видном месте милый сувенир и выбраться наружу, искупавшись в адреналине, вот оно, счастье.
Артур Романенко:
Когда мы были еще студентами, это было просто экстремальное увлечение. Но потом увлечение стало более серьезным, пришлось копаться в неизвестных страничках военной истории, работать с документами. В настоящее время это скорее общественная работа, но не менее приятная, чем хобби.
…профессионал.
Хотя ни в одном штатном расписании такая профессия не значится, профессиональными диггерами, тем не менее, становятся. Примером тому владивостокские диггеры, которые:
- проводят экскурсии и туры для жителей и гостей города. Экскурсанты получают не только визуальные впечатления, но и достоверные развернутые комментарии об уникальных фортификационных памятниках (фортах, батареях, убежищах Владивостокской крепости);
- работают со школьниками по программе патриотического воспитания;
- останавливают уничтожение памятников и даже заставляют восстановить уничтоженное. Так, после вмешательства членов клуба было остановлено уничтожение батарей №№982, 902, XIX, а Тихоокеанский флот обязали восстановить незаконно взорванный форт №5 Владивостокской крепости.
- оказывают помощь потерявшимся в подземельях и вытаскивают травмированных;
- находят и возвращают владельцам документы, сброшенные в подземную шахту военного завода грабителями;
- привлекают внимание к проблеме бесхозных и опасных (в плане криминала) подземных объектов. А регулярным патрулированием этих объектов предотвращают и криминал, и травматизм у любителей приключений.
Артур Романенко:
Как это ни скучно звучит, но чтобы профессионально заниматься диггерством, необходимо знакомиться с технической документацией, историческими документами, перерыть гору архивов, учебно-справочной литературы по гражданской обороне и военному делу. Только тогда очень многое (конструкция, назначение объектов) становится ясно.
Реплика от редакции:
Определенно, каждый диггер в той или иной степени романтик (или хотя бы был им в начале), экстремал (потому что безопасных подземных объектов не бывает) и профессионал (обычно уже после первого спуска приходит понимание необходимости профессиональных знаний в разных областях). Тут важно соотношение романтизма-экстремализма-профессионализма в отдельно взятом диггере. Лучше, если последняя доля превалирует. Спокойнее как-то всем. И польза.
Под землей
страшно
Потому что опасно. Можно провалиться в яму, получить по голове свисающими с низких потолков предметами, спровоцировать обвал, наткнуться на торчащие из стен и пола штыри, трубы, оголенные провода под напряжением, споткнуться о труп
Можно поскользнуться на обледенелом полу или попасть в затопленный участок (глубина порой достигает нескольких метров). Случаются галлюцинации как слуховые, так и зрительные.
интересно
Roman, диггер-экскурсант:
Ощущения от первого спуска под землю были потрясающие. Никакие природные пещеры не сравнятся с творениями человеческих рук: ты соприкасаешься с историей, жизнью людей, которых уже давно нет на свете. Это как машина времени. Когда идешь или ползешь, а потом внезапно наталкиваешься на запертую обитую железом дверь, за которой неизвестно что скрывается, захватывает дух. На такие мелочи, как одежда, покрытая равномерным слоем глины, внимания не обращаешь. И потом сухие строчки исторических или краеведческих книг воспринимаются уже совсем по-иному.
весело
Например, можно под землей что-нибудь от души попраздновать. Диггеры Владивостока 2006 год провожали под центром лучшего города, на глубине почти 20 метров в помещении бывшего подземного кинозала для сотрудников Приморского Крайкома, расположенного в когда-то секретной системе эвакуации Крайкома КПСС. Позднее там располагался командный зал штаба ГО и ЧС.
Чтобы спуститься и испытать эмоции оптом или в розницу, нужны:
- экипировка (крепкая одежда и обувь, каска, два исправных фонаря с двумя комплектами батареек и лампочек к каждому, веревка длиной не менее 10 метров, аптечка, мобильный телефон, питьевая вода, пища на случай задержки):
- огнестрельное или газовое ружие, свечки, спички, зажигалки не брать!
- адекватное физическое состояние (отсутствие алкоголя в крови, способность не курить совсем или хотя бы не курить под землей):
- психическое здоровье (не боитесь темноты и замкнутых пространств, не лезете без спросу на охраняемые объекты, и вообще не спускаетесь под землю, не предупредив друзей или родственников о том, куда пошли и когда планируете вернуться):
- команда (не менее 3 человек, из них девушек не более 1)
Артур Романенко:
Диггеру необходимы: хладнокровие, терпение, отсутствие клаустрофобии и широкий кругозор.
Кто в диггеры записывайтесь
Заполнив заявку (анкету из 16 пунктов), отправляете ее по этому адресу и ждете ответа.
Не берут:
- тех, кому не исполнилось 16 лет;
- желающих «просто полазить»;
- людей с полным отсутствием туристического опыта;
- судимых, наркозависимых, принадлежащих к религиозным сектам, националистическим или террористическим организациям;
- психически нездоровых;
- явно бесполезных.
Реплика от редакции:
Все-таки правильные диггеры живут в лучшем городе. Пользу приносят, с плохими и бесполезными не водятся… всем бы так.
Над текстом работала Наталья Шерстяных.
В материале использованы информация и фотографии с официального сайта Владивостокского диггер-клуба.
|