Здорово, что во Владивостоке столице японских автомобилей есть уникальный музей автомотостарины, экспонаты которого не только иллюстрируют собой историю России, но и позволяют ею гордиться.
Основатель и директор музея Николай Шульжицкий «заболел» старинной техникой еще в 1949 году, когда занимался в мотокружке Дома пионеров. К 1990 году он собрал самую большую во Владивостоке коллекцию старых мотоциклов, и задумался об открытии музея. Мечта стала реальностью только через 12 лет: 28 марта 2002 года в лучшем городе открылся первый в России частный музей старинных автомобилей и мотоциклов, на которые с завистью смотрят самые богатые отечественные и зарубежные коллекционеры.
Миллионер без копейки
Сейчас в музее собрано более 50 советских и зарубежных единиц техники 20-70-х годов прошлого века. Почти все они сохранены в абсолютном соответствии с оригиналом и доведены до состояния «только что с конвейера», но чтобы превратить старый кусок железа в раритет, его сначала нужно
- Купить или обменять. К примеру, первый серийный советский мотоцикл Л-300 выменяли у псковского предпринимателя на три «Харлея-Дэвидсона».
- Получить в подарок. Представительский лимузин ЗИС-101 музею подарил ветеран войны Петр Демьяненко.
- Найти. Автомобиль ГАЗ-ААА отыскали в болоте на окраине села Амгу (750 км от Владивостока) он простоял там 36 лет.
- Собрать по частям. Мотоцикл ТИЗ-АМ 600 собрали из обломков шести агрегатов этой же марки, но некоторые запчасти все равно пришлось заказывать на заводе.
- Выбросить лишнее. С немецкого мотоцикла BMW-R-75 сняли 50 кг чужих и просто лишних деталей.
- Привести в порядок. Полная реставрация одной машины занимает 2-3 года.
- Никому не продавать. В музей постоянно обращаются коллекционеры и предприниматели с просьбой продать тот или иной экспонат. Один японский турист предложил за мотоцикл Rikuo Type 97 1928 года выпуска 28 млн. рублей и в подтверждение намерений даже оставил расписку со своим адресом. И он, и все остальные просители получили отказ.
Иногда Шульжицкому приходится отступать от этих правил: 4 года назад он продал 2 редких мотоцикла и автомобиль Willis, чтобы купить горючее на обогрев помещения. Да и вообще, история музея трагична: он хоть и зарегистрирован в Союзе Музеев России и занесен в мировые путеводители, но уже побывал на грани закрытия. Чиновники не поддерживают музей деньгами, не включают его в городские программы историко-культурного наследия, и уже открытым текстом предлагали Николаю Алексеевичу продать свою коллекцию. Но он бережет ее для жителей лучшего города, ради имиджа Владивостока.
История в машинках
На экспонатах музея можно изучать не только эволюцию машиностроения, но и историю страны. У каждой двух-, трех- или четырехколесной машины есть своя увлекательная легенда. Вот некоторые из них:
- ГАЗ-А первая советская легковушка массовой конвейерной сборки. Выпускалась в 1932-1936 гг. На ГАЗе, который стоит в музее, когда-то ездил писатель Алексей Толстой.
- ТИЗ-АМ 600 мощный мотоцикл с пулеметом Дегтярева на руле. Использовался у разведчиков и связистов, собирался на таганрогском заводе, который выпускал оборудование для паровозов. Долгое время его чертежи были засекречены.
- Броневик БА-64б 1943 года выпуска. Такие машины отлично зарекомендовали себя в уличных боях при освобождении польских, венгерских, румынских, австрийских городов от фашистов.
- Мотоцикл ПМЗ-А-750 выпускался в 1935-1939 гг. на Подольском заводе швейных машинок. На нем ездили НКВДшники и сельские почтальоны. Машина прочная, но капризная, поэтому мотоциклисты расшифровывали буквы ПМЗ, как «Попробуй Меня Заведи».
- БМ-13 («Катюша») гвардейский реактивный миномет (один из тех, что в 1945 году обстреливали Берлин).
- ГАЗ-011 или МАВ (малый автомобиль водный) военная машина-амфибия 50-х годов, которую чаще использовали для перевозки комсостава и активного отдыха. Всего было выпущено 68 штук.
- ЗИС-110, легендарный кабриолет-«членовоз» 1945 года выпуска. ЗИС из музея автомотостарины знаменит еще и тем, что на нем во время своих визитов во Владивосток ездили Никита Хрущев и Леонид Брежнев.
- СМЗ С-ЗА мотоколяска-инвалидка Серпуховского завода. Обаятельную машинку с кузовом типа родстер в народе прозвали «Моргуновка», потому что на такой же гонял «Бывалый» (Евгений Моргунов) в комедии «Операция Ы».
Эх, прокачу!
Кроме экскурсий работники музея помогают реставрировать старинную технику (в его архивах собрано много технической литературы и запчастей), дают возможность посетителям сфотографироваться за рулем боевой машины в форме бойца Красной армии или матроса Тихоокеанского флота. На базе музея проходят практику студенты высших и средних учебных заведений, а устроители свадеб, корпоративных вечеринок и презентаций арендуют здесь автомобили и мотоциклы.
Кроме того, музейные машины участвуют в парадах в честь 9 мая и других праздничных мероприятиях. В музее проходят соревнования школьников под руководством Общества автомобилистов и ГИБДД, оборудован прокат детской техники и велосипедов.
Посетить музей:
ул. Сахалинская, д. 2а
ВТ-ВС 10:00-18:00
тел.: 21-2477.
Фотографии с официального сайта музея.
Сергей Кораблев
|