|
Статьи | Категория: Личный интерес | Папа, это боевик? Нет, сынок, это фантастика! |
Всего статей: 246 |
Папа, это боевик? Нет, сынок, это фантастика!
Личный интерес
23 декабря 2008, 13:01
|
|
Чтобы на фильм «Обитаемый остров» пришло побольше зрителей, его создатели ездят по стране, рассказывают про грандиозные масштабы съемки и показывают картину журналистам еще до премьеры, которая во Владивостоке (как и во всей стране) случится 1 января.
Приключения комсомольца
Книгу «Обитаемый остров» братья Стругацкие написали давно в 1967 году. Задумывалась она, по словам Бориса Стругацкого, «как бесшабашный боевик о приключениях рядового комсомольца XXII века, о том, как юный, голубоглазый пионер (комсомолец, бойскаут) превращается в жерновах реальной жизни в свирепого и даже жестокого бойца». Но у гениальных писателей получилось нечто большее, чем боевик: главной темой книги стали отношения власти и народа в условиях тоталитарного режима.
Как ни странно, «Обитаемый остров» напечатали практически сразу, цензура изменила только фамилии героев. Главный редактор Детгиза категорически потребовал: «Никаких русских! Чем меньше аналогий с СССР, тем лучше!» и вместо Ростиславского и Павла Григорьевича появились Каммерер и Рудольф Сикорски.
Люди, танки и полтонны грима
По Стругацким уже сняли комедию («Чародеи»), философскую притчу («Сталкер»), детектив («Отель «У погибшего альпиниста»), а теперь появился и боевик, сюжет которого мало чем отличается от книжного. Двадцатилетний Максим Каммерер, живущий в прекрасном гуманистическом мире XXII столетия, терпит крушение на звездолете и попадает на планету Саракш в тоталитарное государство, где ходят строем, поют гимны, а тех, кто выбивается из толпы, казнят. Страной правит Совет Неизвестных Отцов, который контролирует сознание людей с помощью специальных излучателей. Единственное отличие фильма от первоисточника более яркая любовная линия, несвойственная для советского времени, в которое писалась книга.
Продюсером «Обитаемого острова» стал Александр Роднянский (глава «СТС-Медиа», продюсер «9 роты»). Среди актеров есть «звездные» имена (Гоша Куценко, Анна Михалкова, Сергей Гармаш, сам Бондарчук, конечно), но главные роли достались молодым: Максима и девушку Раду играют начинающие актеры Василий Степанов и Юлия Снигирь. Автором сценария стал не Борис Стругацкий, а достаточно известные российские писатели-фантасты Сергей и Марина Дяченко (по словам режиссера, мэтр благословил выбор сценаристов).
Фильм снят с размахом, присущим Федору Бондарчуку. Будущим зрителям уже сообщили, что
- Бюджет картины составил $36,5 млн (инвестиции, два банковских кредита, бюджет Министерства культуры РФ) это рекорд для российского кинематографа;
- Съемки длились 222 дня, а общее время работы над картиной 4 года;
- В массовке участвуют 7000 человек и 13 танков;
- Использовано 3000 костюмов и 450 кг грима;
- Фильм двухсерийный, но 1 января 2009 года (в день общероссийской премьеры) зрители увидят только первую часть. Вторая отснята и находится в производстве. На экранах она появится в апреле.
После «9-й роты»
Нам повезло: мы не только увидели первую часть картины до официальной премьеры, но и пообщались с ее создателями продюсером Александром Роднянским и режиссером Федором Бондарчуком. Вот что они рассказали:
О бюджете
Александр Роднянский: Это не проблема, собрали бы и больше денег. Важно, когда есть сильная идея, серьезный режиссер. Тогда мы можем рисковать, и деньги найдутся.
О Борисе Стругацком
Александр Роднянский: Борис Натанович фильм еще не видел, он посмотрит его сегодня-завтра. Перед началом съемок мы ему показали «9 роту», чтобы продемонстрировать уровень работы. Он счел картину убедительной, а убедительность для него была главным критерием для экранизации фантастического произведения. Когда мы утверждали сценаристов Марину и Сергея Дяченко, он сказал: «Эти плохо не напишут». Неделю назад мы показали фильм московской части семьи Стругацких, в том числе Марии дочери Аркадия (она же жена Егора Гайдара). И они сказали, что это первый фильм по Стругацким, близкий к первоисточнику.
О выборе произведения для экранизации
Федор Бондарчук: Для нашего кинематографа «Обитаемый остров» это некая проверка. Во-первых, я не видел на российском экране картины такого жанра и такой формы. Во-вторых, это тандем режиссера и его единомышленника-продюсера. Мы сидели вместе в монтажной, я оказался не один, у нас было взаимопонимание. Фантастику снимать архисложно, но жутко интересно.
О Бондарчуке-актере
Федор Бондарчук: Я очень строг к себе как актеру, но вот что скажу: в отличие от «9 роты», где срочно пришлось играть Хохла (Коля Фоменко отказался), здесь я долго готовился к роли прокурора. Я готовил себе усы, бороду, костюм, повадки, походку. И считаю, что это лучшая из моих ролей за последние годы.
О целевой аудитории
Федор Бондарчук: Во-первых, это аудитория, знающая меня и доверяющая мне после «9 роты». Она просто пойдет смотреть фильм, который снял я. Еще мы очень рассчитываем на людей 40-60 лет из фэн-клуба писателей, которые обычно не ходят в кинотеатры, но «на Стругацких» пойдут.
Сейчас у нас хорошие отклики в Интернете. Первые рекламные ролики вызвали огромное количество вопросов у блоггеров. Спрашивали про голованов: почему они у Стругацких с собачьими головами, а у нас нет? Потому что когда мы приклеили им собачьи головы, они стали смешными. Спрашивали про образы Максима и Рады
не сказать, что это была агрессия, но вопросов было много. Но потом, благодаря изменению роликов и информации, которую мы выкладывали в Интернет, отношение изменилось.
О возможном успехе в США
Александр Роднянский: Потенциал у фильма большой. После «9 роты», с которой было сложно пробиться на кинематографические рынки мира, у нас появился американский агент William Morris Agency. Они посмотрели не до конца готовую версию «Обитаемого острова», оценили его потенциал, понятный сюжет, идею, которая не содержит национальной специфики. И после того, как выйдет вторая серия, у фильма начнется международная жизнь.
Картина во многом близка американцам. Если в случае с «9 ротой» нам нужно было объяснять, что такое афганская война с нашей точки зрения, то здесь все предельно понятно: это жесткая социальная история, упакованная в увлекательный и захватывающий сюжет. Собственно, как и было у Стругацких, и как любят американцы.
О «сарафанном радио»
Федор Бондарчук: Я сейчас летаю по стране, чтобы те, кто пришли на просмотр, написали потом хорошие рецензии, чтобы к 1 января появилось «сарафанное радио». Мне фильм очень нравится. Может быть, он отличается от представлений о мире Саракша читателей или критиков. Это Саракш по Бондарчуку. Он сделан честно лучше я уже не смогу.
Реплика от редакции:
Если отвлечься от пафоса, с которым обычно обсуждают творчество Стругацких, и от рекламной шумихи, которой окружен выход фильма, получается вот что:
Федор Бондарчук выбрал книгу, которая в творчестве братьев-фантастов занимает не самое видное место, зато она увлекательная, приключенческая, да еще и ярким социальным подтекстом (в нем, при желании, можно усмотреть аналогии с современной Россией). Все это богатство режиссер очень бережно сохранил и сдобрил последними достижениями массового кинематографа: масштабными съемками, армией статистов в костюмах, спецэффектами и симпатичными актерами (главный герой вполне тянет на секс-символ, а героиня очень красиво молчит и выразительно смотрит).
В итоге получилась беспроигрышная маркетинговая концепция, смысл которой очень четко сформулировал сам режиссер: «детям боевик от Бондарчука, взрослым фильм по Стругацким». Скорее всего, довольны будут и те, и другие, а разделение фильма на 2 серии (как это было в «Дозорах» и «Параграфе 78») позволит увеличить сборы.
Другое дело, что после «9 роты» появилась не только аудитория, которая «пойдет на Бондарчука», но и аудитория, которая не пойдет. Интересно, много ли будет «несогласных» среди поклонников творчества Стругацких?
Роман Жолудь, фото Юлии Репринцевой и Ильи Базарского
|
|