|
Древнеславянское вече в IX веке было главным административным органом. Все здоровые и свободные мужики, услышав призывный звон вечевого колокола, собирались на площади со специальным возвышением («степенью»). С этого возвышения оглашали повестку дня, там выступали спикеры и просто желающие высказаться. О том, что в управленцы издревле попадали люди умные, свидетельствуют летописи. Например, сообщается о новгородском старейшине Гостомысле. Имена, между прочим, в те времена просто так не давали — у этого старейшины мысль как минимум гостила.
Рождение администрации
К XI веку вече почти уже ничего не решало, но страсть к обсуждению государственных вопросов осталась у мужиков навсегда.
Главным администратором в XII веке был князь. В городах, где князь не жил, за него управлялись посадники. Посадникам помогали биричи. Биричи собирали подати, срывали голоса, зачитывая на площадях княжеские указы, бегали за ответчиками, чтобы приводить их в суд. В селе администрацию представлял волостель. И все они (даже и князь по сути) получали за свою работу корм с населения. Так и сложилась система кормления, то есть система существования администрации за счет сборов с населения.
Несомненно, что это явление напрямую зависит от развития письменности. На Руси количество грамотных, позволяющее развести бюрократию, образовалось в XVII веке. Административным органом тогда являлся приказ — родоначальник современного министерства. К концу века их было более 90 — разного значения, функций и величины, от Поместного (ведавшего делами землевладения) до Панихидного. Главным в приказе считался судья (иногда эту должность называли иначе: казначей, печатник, оружничий, дворецкий. Но если не могли придумать специального слова, тогда — судья). Судьям подчинялись дьяки — подлинные властелины канцелярии. Они участвовали в обсуждении дел, составляли доклады царю и даже присутствовали при докладах, а так же записывали царскую резолюцию. О величине приказа можно было судить по количеству служащих в нем дьяков. В большинстве числилось по одному мастеру канцелярского дела. Самым крупным был Поместный приказ — там трудилось 15 дьяков. В подчинении у дьяков находились подьячие. Эти бедолаги первые несколько лет службы жалованья от государства не получали, то есть работали по тогдашнему выражению «неверстанно» — за одни лишь приношения просителей. Затем их «верстали», но как-то неубедительно — окладом до 5 рублей в год.
Имеющийся штат служащих неустанно вел обширное делопроизводство. Тексты документов писались на узких бумажных лентах. К челобитной подклеивалась запись показаний челобитчика, потом объяснения, потом дополнения, справки, решения по делу, указная грамота, наконец? Полученная лента называлась «столп» и порой достигала длины в несколько сотен метров.
Большинство приказов помещались в Кремле. А управление в городах осуществлялось вахтовым методом: воеводы и дьяки в составе многочисленных комиссий разъезжали по стране. Иногда такие командировки длились и два, и три года.
Только цифры:
Количество граждан, приходящихся на одного чиновника:
- XVII век — 2250 человек
- XVIII век — 1250 человек;
- XIX век — 480 человек;
- начало XX века — 190 человек;
- конец XX века — 115 человек.
Для сравнения:
Во Франции еще в 1910 году на одного управленца приходилось всего 57 граждан, а по европейским стандартам 1 чиновник обслуживает в среднем 125 человек (данные на начало 2000 года).
Сейчас отдел по работе с обращениями граждан мэрии Владивостока выполняет функцию своеобразного регулировщика. Все обращения поступают к нему, а он, вникая в суть, определяет ответственного исполнителя и направляет на дальнейшее разбирательство. И по такой схеме работают все администрации, включая Президентскую.
Обращения бывают двух видов: письменные и устные.
За 2005 год в общественную приемную главы администрации Владивостока Владимира Николаева поступило свыше 16 тысяч письменных и устных обращений. А с начала и по конец октября нынешнего года свыше 8 тысяч.
Письменное обращение
Прежде чем браться за ручку, помните, что к рассмотрению не принимаются:
- анонимные жалобы;
- повторные заявления (по которым уже вынесено решение);
- письма, содержащие клевету и оскорбления.
Кроме того, тематику посланий ограничивает закон «Об обращении граждан». В частности, не рекомендуется писать об изобретениях, открытиях, рационализаторских предложениях. Однако есть подозрение, что народ просто не знаком с законом. Пишут и про изобретения, и про соседа-сволочь, и про космические дали. Тем не менее, большинство писем поддаются сортировке.
Наиболее популярные темы:
социальные (о льготах, об обеспечении многодетных семей, о материальной помощи малообеспеченным гражданам, материальной помощи ветеранам войны и труда, а также о ремонте подъездов, лифтов, квартир и кровель и восстановлении детских площадок).
медицинские (вопросы приобретения льготных лекарств, санаторного лечения, утверждения инвалидности, выделения денег на операцию, приобретение протезов).
жилищные (коммунальные проблемы, просьбы об улучшении жилищных условий и предоставлении жилья, о приватизации собственности). Только не стоит адресовать письмо о неблагоустроенной территории жилого дома в администрацию Президента РФ. Его все равно перенаправят обратно во Владивосток, поскольку означенный дом находится в ведомстве городской администрации. Сотрудники общественной приемной составляют адресные списки: какой дом или двор в городе в чем нуждается. В 2005 г. в рамках программ «Мой двор» и «Наш дом» в жилых домах установили около 3 тысяч металлических дверей с кодовыми замками, отремонтировали подъезды, построили детские площадки, отремонтировали более 150 лифтов.
В основном пишут о бедах и проблемах, но попадаются и благодарственные письма. Чаще всего благодарности пишут пенсионеры, которым помогли с приобретением лекарств, выделили деньги на лечение или зубопротезирование, отремонтировали жилье, поставили телефон.
Каждое обращение по закону должно быть рассмотрено и решение по нему принято в срок до одного месяца. Однако на рассмотрение некоторых обращений (например, связанных с содержанием жилищного фонда и переводом служебного жилья в личную собственность) отводится 60 дней.
Скоро временные затраты на обработку гражданских обращений должны сократиться: в администрации решили заказать умельцам специальную компьютерную программу для работы с заявлениями горожан. Эта программа будет помогать сортировать письма и отвечать на них.
Адресовать письменное обращение:
Если житель лучшего города хочет получить ответ на свое письмо, нужно обязательно указать:
- орган местного самоуправления;
- фамилию и должность руководителя;
- свою фамилию, полный почтовый адрес и номер телефона (если есть).
При необходимости к обращению прилагаются копии документов.
Если вы не уверены или вообще не знаете, к кому лучше обратиться с просьбой, зайдите в городскую общественную приемную (ул. Фонтанная, д. 47). Там работник мэрии выяснит суть жалобы или просьбы, после чего сообщит фамилию, имя, отчество, служебный адрес и телефоны чиновника, у которого надо просить помощи.
Inside:
Поступившие в отдел по работе с обращениями граждан письма в обязательном порядке регистрируются. На каждое письмо ставят штамп с указанием даты получения и регистрационным номером. В некоторых случаях помимо этого ставят также печать с грозным словом «КОНТРОЛЬ». Это значит, что принятие решения по изложенному в письме делу находится под личным контролем какого-нибудь административного начальника. Когда такая печать отсутствует, лишь совесть чиновника подсказывает ему ответить конструктивно или отписаться…
Устное обращение
С обращениями граждан работают чиновники всех уровней: и глава администрации, и его замы, и начальники управлений, и заведующие отделами. График приема посетителей составляется на месяц вперед. Прием инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны производится вне очереди. На все устные обращения заполняются контрольно-регистрационные карточки и заводятся «дела», в которые подшивается вся документация, относящаяся к заявлению.
Записаться на прием:
Городская общественная приемная: ул. Фонтанная, д. 47. Тел.: 26-7193, 22-3129, 22-3062, 22-3129. Факс: 20-9022.
Работники общественных приемных принимают: ПН-СР 10:00-17:00, ЧТ-ПТ 10:00-16:00, СБ 11:00-13:00.
Районные общественные приемные:
- Фрунзенский район: ул. Фокина, д. 25, каб. 1, тел.: 22-9988.
- Первореченский район: ул. Ильичева, д. 15, каб. 28, тел.: 36-0665.
- Советский район: ул. Русская, д. 19, каб. 42, тел.: 31-8541.
- Поселок Трудовое: ул. Лермонтова, д. 36, каб. 7, тел.: 38-0642.
- Ленинский район: ул. Пушкинская, д. 63, каб. 110, тел.: 22-8926.
- Первомайский район: ул. Черемуховая, д. 6, каб. 211, тел.: 27-3588.
- о. Попова: тел.: 26-4941, 22-3592.
- о. Русский: тел.: 51-0386.
И не забудьте в случае удачного решения вашего вопроса зайти потом еще раз — чтобы поделиться радостью.
Inside:
Однажды я присутствовал на приеме. Вопросы в основном по квартирам. Оказание помощи в приобретении жилья — почти нереально. Впрочем, если на документах стоит грозное «КОНТРОЛЬ» (т. е. кто-то на личном приеме умудрился горькими слезами добиться такой пометки), — начинают бегать консультанты, искать варианты «корректировки» очереди и т.д…. Но чудес ждать не приходится… Реально в администрации могут информировать о законах, разъяснить права (льготников в том числе), а также оказать моральную поддержку. Вообще, на работу в приемную обычно все-таки достаточно душевных людей подбирают. Именно за моральной поддержкой туда и стоит ходить.
Над текстом работала Ольга Кириллова
Рисовал Руслан Гончар
|
|