В основе всякой реформы лежит желание совершенствовать предмет. То есть делать его лучше. Школьное образование в России пытались улучшить много раз. Но, как сказал ректор МГУ Виктор Садовничий, «ни один из опытов не привел к положительному результату». Может быть, подумали мы, это происходит оттого, что никто ни разу не спросил учеников, тех самых, для кого все улучшения и планировались, чего им, собственно, для школьного счастья не хватает? Теперь все может измениться: нам в руки попало несколько сотен сочинений и рисунков на тему «Моя супершкола». Реформаторам образования читать и смотреть обязательно!
| «Я люблю писать мелом на доске. Я люблю смотреть в окно на переменке. Я дружу с Васильком и другими ребятами». |
| Сочинение первоклассника Ильи Кокушкина. |
Соответственно представлениям школьников, помимо того, что у учебного здания должна быть «этакая» форма (пиратского фрегата, космического корабля, горы шоколада или даже розы) супер-школа это:
- супер-уроки
Юлия Барсукова, 9 класс
«На уроках всегда настолько интересно, что на литературе хочется стать писателем, на физкультуре олимпийским чемпионом, а на уроке химии открыть новый элемент или хотя бы получить новое вещество в результате химической реакции, только на уроке физики понимаешь, что стать Ньютоном или Эйнштейном мне, увы, никогда не удастся».
Ирина Пекшина, одноклассница Юлии, добавляет:
«А чувству юмора мы учимся у директора. Все самые смешные шутки принадлежат ему».
Ярослав Емельянов, 6 класс
«Где бы я еще мог узнать, как не в моей школе, как интересно погружаться в логомиры и как не хочется оттуда выгружаться? Где бы еще я с радостью рассматривал под микроскопом черную плесень, что потом вызвало большой интерес к царству грибов? Где бы еще, как не в школе, на самостоятельной работе по истории был задан вопрос, ответ на который был написан мелким шрифтом в нижнем углу одной из карт, которую мы на уроке не рассматривали? Где бы еще, как не в школе, на уроке математики при попытке решить уравнение, понимаешь, что корнем уравнения является отрицательное число, которое мы еще не проходили?..»
- супер-перемены
Большинство авторов сходятся на том, что перемена должна длиться 20 минут, а большая 40. Чтобы можно было успеть пообедать.
Владимир Левыкин, 7 класс
«Перемена должна быть веселой, в коридорах бы играла веселая современная и классическая музыка. Должны разыгрываться коротенькие и смешные представления, по школьному радио должны звучать веселые объявления и шутки. Ученики должны расслабляться, посидеть у фонтана, зайти к психологу, посмотреть на плавающих рыбок в аквариуме, послушать попугайчиков, которые должны сидеть в клетках прямо в фойе школы. Мы, учащиеся, помогли бы создать такие условия, и каждый смог бы принести из дома рыбок, птичек, сами бы охотно участвовали в радио-пьесах и представлениях, принесли бы свои диски с современной музыкой».
- супер-ученики
Владислав Лоцман, 5 класс
«У нас в школе все хорошо, нас учат приятные учителя, и учат они нас очень хорошо. Правда, мы не знаем, куда идти, в какой кабинет. Мы иногда все знаем, а иногда мы не все знаем, но стараемся узнать…»
Даниил Калинин, 2 класс
«Учителя добрые, классные. Никогда нас не ругают и не ставят двойки. Мы их очень любим, и чтобы не огорчать, учимся очень хорошо. Поэтому в нашей школе все умные-умные. Приходите учиться в нашу супер-школу!»
- супер-техника
Ольга Кравцова, 7 класс
«Я думаю, что скоро не будет доски, а у учителей будет ноутбуки, и у всех учеников. Если учитель захочет увидеть, чем занят ученик, ему надо будет только нажать на копку. И не надо будет собирать тетрадки, просто дети сдадут диски и все. Ученикам не надо будет носить учебники, все будет в компьютере. На уроках музыки все будут слушать музыку по наушникам, и каждый будет слушать, что хочет. А на физкультуре будут компьютерные игры, так что если ты будешь играть в баскетбол или в другие игры, ты не должен держать мяч, ты надеваешь шлем виртуальный и перчатки, которые помогают делать движения на экране».
Михаил Барабашов, 4 класс
«Школа будущего это школа без домашнего задания. Пришел в школу. Сел за парту, нажал на кнопку компьютера, и вся информация на экране появилась. Когда ее прочтешь, поймешь материал, нажимаешь на другую кнопку, и компьютер дает задание по новому материалу. Если задание выполнишь, то компьютер разрешает встать из-за стола, если не выполнишь, то придется начинать все сначала. Если учитель заболеет или по другой причине не придет в школу, то его заменит робот-учитель, который будет запрограммирован на новую тему. В школе должна быть машина времени, с помощью которой можно будет изучать прошлое Земли. В коридорах установлены мини-стадионы, игровые автоматы…»
Матвей Мангердов, 4 класс
«Недавно от старшеклассников я узнал, что у нас будет такой предмет «Информатика». Это меня обрадовало тем более. Говорят, что на этих уроках учат общаться с компьютером. Не знаю, правда это или нет, но хочется надеяться, что меня не обманули. Теперь я не могу дождаться, когда будет информатика. Дома есть компьютер, но мы с ним пока плохо понимаем друг друга».
Даниил Тихонов, 6 класс
«Кроме обычных оценок, ученые создали микрочип под названием «совесть», особо ленивым ученикам или тем, кто не сделал домашнее задание по неуважительной причине, этот чип действует по принципу совести. Мучает его, и в конце концов, он просто не может не сделать домашнее задание или важное поручение преподавателя».
- супер-физкультура
Владимир Лаврентьев, 4 класс
«Самый сложный и интересный урок физкультура. Наш учитель опытный инструктор во всех видах рукопашного боя. Мы проходим подготовку школьный спецназ: как остаться незамеченным, как уйти от преследования, как преодолеть различные трудности дальнего пути».
- супер-нагрузки (юмор)
Роман Долгов, 11 класс; вверху страницы примечание: «5 лет, скоро будет 6, правда!»
«В супершколе, по моему мнению, все должно быть идеально. Нагрузка на учеников должна быть максимальной: ни минуты свободного времени! Только учеба! Перемены можно отменить полностью, дабы не тратить здоровье на курение и набирание лишних килограммов в столовой. Продолжительность уроков надо увеличить до 1,5 часов, а их количество в день до 10. В качестве наказаний за плохую учебу и неудовлетворительное поведение необходимо применять розги, стояние на горохе и т.п. Двойки, объяснительные и звонки родителям пора отменить не очень действенно.
Домашнее задание должно быть таких объемов, чтобы дети ночью не спали. Все должны испортить зрение книгами и учебниками и ходить в очках, линзы которых толщиной не менее 5 см.
Безусловно, в школе должны быть форма, причем у всех одинаковая! Здорово, если у всех она будет розовой, ну, в крайнем случае, в крупную ромашку.
В школе должны быть устроены занимательные творческие мастерские: по правильному выращиванию картофеля и дикого чеснока, по шитью нижнего белья, по росписи парт и т.п.
В идеале необходимо запретить курить! Это ужасно вдыхать пары никотина».
- супер-выходные
Дарья Мартынова, 7 класс
«Моим самым заветным желанием, относящимся к школе, было и остается не учиться по субботам. Субботу считают рабочим днем, хотя по праву она к таковым не относится. Представляете, шесть дней учебы по шесть уроков в день! А теперь умножьте 6 на 6 и получается 36 часов в неделю! Ну разве это не перегрузки!? Лучше бы нам убрали труды или еще какие-нибудь предметы и загрузили важными науками, но субботу оставили бы нерабочей. Насколько это было бы лучше!»
Дарья Ткачева, 11 класс
«По субботам уроков нет, но посещение школы обязательно, потому что проходят внеклассные мероприятия, а именно… приезжают друзья директора (директор DJ 50Cent ред.), и начинается такая туса, что едет крыша!»
- супер-порядок
Дима Завьялов, 3 класс
«В школу можно ходить без сменки, потому что изобрели машину, которая сама моет пол и убирает мусор».
Александр Буллах, 5 класс
«Вестибюль большой, красивый, пол мраморный, на потолке яркая мозаика. На стенах висит много цветов, а по углам в коридорах стоят декоративные пальмы. Учителя все добрые, улыбаются, ученики не бегают по коридорам и тихо разговаривают…»
- супер-безопасность
Костя Четвертков, 7 класс
«Следуют увеличить контроль центрального входа. Видеокамеры на этажах не помешают. Особенное внимание нужно уделить лестничным пролетам и спортзалу. В этих местах травмоопасность возрастает».
- супер-столовая
Василий Чернышов, 7 класс
«А какая у нас столовая! Здесь тоже стоят автоматы. Но в них не только чай и кофе, но и различные блюда для вкусного обеда. Подхожу к одному из них и набираю на панели коды выбранных мной блюд: омлет, виноградный сок, йогурт. И все это (спасибо городским властям!) бесплатно! После уроков я могу бесплатно и пообедать, если захочу».
- супер-бонусы
Алексей Соколов, 3 класс
«А на летние каникулы все ученики ездили на море и встречались с учениками из разных городов и даже стран. Отличники и хорошисты ездили бы совсем бесплатно. Мне кажется, что тогда все в школе стали бы учиться хорошо, потому что все любят ездить на море».
- супер-развлечения
Елена Галченская, 11 класс
«Моя супершкола выглядела бы следующим образом. Огромное многоэтажное здание с бассейном, куда можно было бы ходить каждую перемену, которые длились бы около часа. На одном из этажей большой кинотеатр, где фильмы идут беспрерывно, что позволяет посмотреть интересное кино в любое время. На каждом этаже находятся салон красоты, компьютерный клуб, где будут проходить учебные занятия. Во время обеденных перерывов если ученики на уроке учителя выполняют работу официантов: приносят детям еду, а если же перемена, то дети могут пойти в кафе и пообедать.
Ученики приходят в данную школу в любое время (т.е. не нужно вставать рано утром и сонным идти на уроки). Кстати, если ребенку захочется отдохнуть, то существует специальная комната сна, где уютно расположены мягкие диваны с ортопедическими матрасами. Спать можно столько времени, сколько захочешь.
В моей супершколе не будет школьной формы одежду выбирают сами учащиеся. Часто в школу будут приезжать известные музыкальные группы, которые устраивали бы концерты в актовом зале школы.
Вот такая школа моей мечты».
Татьяна Романовна Мишина, учитель русского языка и литературы:
Люди производят праздность в райское блаженство, а им бы в муки ада ее произвести, так писал Лев Толстой в своих «Дневниках». Эту мысль я неоднократно вспоминала во время чтения нескольких сотен работ про супер-школу. Счастливое будущее человечества и школа будущего, в соответствии с ним, представляется большинству авторов бесконечным праздником ничегонеделания среди работающих механизмов и автоматов. Роботы-учителя ловко закачивают знания в головы учащихся, которые даже не вынимают для этого наушники плееров из ушей эта картина описывается в сочинениях чаще всего. Идеальная школа предоставляет возможности проводить массу времени в развлечениях и праздности вот главный тезис множества работ. Поскольку за 32 года учительской практики я буквально несколько раз встречала детей, испытывающих искреннее желание учиться, такой подход меня не удивляет и не настораживает знания во все времена учителям приходится вкладывать в головы юношества с кнутом и с пряником одновременно. Кроме понятного желания не прилагать усилий к учебе, в сочинениях школьников 6-7 классов есть также определенные пожелания к образу учителя супер-школы учителями должны быть исключительно супермены, герои популярных фильмов или звезды шоу-бизнеса. И в этом также нет ничего странного, поскольку кумиров целыми днями формируют средства массовой информации. Я бы удивилась гораздо больше, если бы прочла, что кто-то хочет видеть учителем Арину Родионовну, рассказывающую сказки.
Среди всех работ, представленных на конкурс, я бы выделила сочинения школьников, в чьих супер-школах шире представлен человеческий фактор. Школа будущего место, где помимо знаний, дети учатся добру, взаимопониманию и справедливости, такие тезисы встречаются в сочинениях. А поскольку все эти понятия находятся вне области автоматизации процессов, самое ценное в супер-школе все-таки люди, по мнению этих ребят.
Реплика от редакции:
И мы всегда утверждали, что главное люди!.. А стране они нужны «грамотные и здоровые!», как сказал семиклассник Дима Дмитриев. Хорошо, когда школа уже супер. Об этом, кстати, во многих сочинениях написано. А если еще нет? Поэтому давайте наконец что-то придумывать с короткими переменами, рабочей субботой, недостатком компьютеров и безопасности, маленькой учительской зарплатой и ученической нерадивостью, и превращать наши МОУ СОШи, МОКи, гимназии и лицеи в супер-школы. Вот такие:
«Школа, в которой нравится учиться, хочется вернуться после окончания, привести своих детей, вспоминать всю жизнь добрыми словами, и есть супершкола» (Максим Асадов, 6 класс).
Над текстом работала Наталия Строганова
Рисовали авторы сочинений
|